Мой опыт в русском кинематографе

17.11.2007

Когда я только начинал интересоваться русским кинематографом, я искренне верил в то, что студенты киновузов разбираются в кино. Они ведь снимают фильмы на неплохое, часто профессиональное оборудование, их фильмы показывают на фестивалях. В конце концов, это не какие-то энтузиасты вроде меня, а будущие профессионалы!

Тогда я смотрел на них снизу-вверх. Меня одолевала страсть самовыразиться на съёмках, показать своё видение, работать в команде профессионалов, достичь результата.

Я начал потихоньку общаться с людьми, снимающими студенческое кино.

Подавал портфолио на школу при Ленфильме, на курс начальной режиссуры. Руководитель группы лично сказал мне, что мне этот курс не нужен. Сказал, что ему меня научить нечему. Я подивился, но виду не подал. Всё думал, где подвох, может, режиссёр просто вежливо слил меня; хотя не сказал бы, что я предоставил ему сливной материал.

Хотя и порадовался — всё же режиссёр Ленфильма оценил мой уровень.

Участвовал в съёмках клипа «2 Войны» группы СЛОТ. Ставил рельсы, таскал генератор, грузил штативы. В общем, разнорабочий. Понятно дело, продюсер предложил мне просто «посмотреть, как это делается», но вылилось всё в обильный труд. Да я и сам был рад быть именно простым рабочим — чёрт возьми, я же наконец попал на грамотные съёмки, надо работать!

В титрах я указан как некий «стажёр», хотя из нескольких «стажёров» реально работал я и Игорь Тавлиди, который создал впечатление неплохого парня на фоне того, как остальные стажёры слонялись туда-сюда с фотоаппаратами и нещадно фоткали процесс. При этом никакого желания помочь на утомлённых лицах не читалось.

Перед съёмками я многое услышал о том, что в студенческом кино бюджеты небольшие, гонораров зачастую нет, на съёмках работают все. Все таскают, грузят, времени ведь мало, денег нет, надо всё делать чётко и быстро. Непосредственно же на площадке я увидел ясное разделение на две касты. Не дай Бог ты даже представишь, что представители творческой группы начнут работать бок о бок с простыми грузчиками и рельсоукладчиками.

Причём скажу больше — придя на съёмки как обычный стажёр «посмотреть на процесс», я сразу начал помогать. Просто предложил помощь, а работа нашлась сразу. Вдвоём с Игорем мы устали как собаки — несколько дней болело всё. Но дело не в этом. Остальные «стажёры» воспринимались как наблюдатели. Я же сразу ощутил отношение руководителей к рабочему. Принеси-подай. Помоги-ка ребятам выгрузить рельсы. Подвинь-ка штатив. Не возникает и мысли о том, чтобы пойти и самому подвинуть штатив. Ведь есть рабочий.

Я, конечно, не брызгал слюной по поводу того, что местным рабочим платили неплохие деньги, а я помогал просто по доброй воле. Я наблюдал, что происходит вокруг меня. Как у представителей творческих профессий меняется отношение к человеку в зависимости от того, грузит он железо или нет. Пытался понять, с какими личностями я имел дело.

В общем, на практике «посмотрел, как оно делается». Потом походил на фестивали, поглядел на работы студентов СПб ГУ Кино и Телевидения и других. Видел неких «призёров» неких наград.

Меня несколько удивило то, что уровень некоторых работ был ниже моих школьных опытов с друзьями. Да что там, многих из них можно описать просто словом «шлак». Я понимаю, конечно, что нельзя сравнивать студенческое и профессиональное кино, но когда я (человек без режиссёрского образования, жуть) явно вижу недостатки и пути их решения — тут нужно просто смириться. Да, шлак. Как есть.

Постепенно до меня доходило то, что в русском полупрофессиональном кинематографе, как и во всех сферах жизни, навалом ерунды. Полно бездарностей. Мало кто действительно понимает в организации рабочего процесса. Мало кто вообще задумывается о съёмках комплексно. Много зацикленных на себе «самородков» отечественного кино.

Что касается меня в кино — был проект. Продюсер пообещал организовать съёмки. Всё, что требовалось от меня, я делал чётко в срок. Делал и то, что от меня не требовалось, но всегда оказывалось толково и к месту. Причём так, что продюсеру нравилось. По его словам, он был весьма доволен моей работой и моим отношением к делу. Однако обещаниям уже год как исполнился. И всё «скоро». Говоря мне, что он ценит прежде всего отношение и преданность делу, лояльность, личные отношения, продюсер на деле не подтвердил свои же слова.

Подводя итог, обрисую мысль, что я вынес из своего опыта общения с русским профессиональным кинематографом.

Как и везде по жизни, здесь тоже имеется неимоверное количество говна. Как в работе, так и в отношениях.

Пока продюсеры, режиссёры, операторы не научатся элементарно держать слово и уважительно относиться друг к другу, наша страна и дальше будет штамповать бездарные поделки. Что на мелкие фестивали, что на киноэкраны. Дело даже не в бюджете или особом профессионализме.

Оказалось, что всё очень просто — какие люди делают, то и выходит.

Предлагаю вам прочесть:

Комментарии (19)


  1. Untaboo пишет:

    Сейчас многие люди, вокруг которых вертятся деньги, учатся лгать. Гламур и дискурс захватили мир. Каждый сам за себя.
    Однако это не повод, чтобы остановиться для продвижения к своей цели. Как говорится: наглость - второе счастье. Предлагаю просто-напросто звякнуть этому режисеру и выдать, то что он обещал.


  2. Блог программиста » Архив блога » IDE для PHP - VS.Php пишет:

    […] думат что наглость второе счастье. Parabol.ru удивил своим опытом в русском кинематографе. Автор: DeVoid Рубрики: […]


  3. leona пишет:

    Обидно,когда человек не держит слово - уважение к этому человеку потерянно


  4. Miller пишет:

    Интересно, а неужели сами режиссеры этих студ фильмов не видят, что получается такое откровенное говно? Или им залили мозги лестью, и им кажется, что они снимают неимоверную крутотень? И к тому же они ведь учились в институтах, где спец этому обучают- снимать фильмы, может все режиссеры начинали с такой лажи?


  5. Som пишет:

    Грустно, но похоже, Юрий, вас просто кинули. Хорошо хоть не на деньги или как-то серьезнее. Кинули на хорошее отношение. Не к тем людям вы попали, вот и все.


  6. О раскрутке standalone-блогов - Perfectomania Blog пишет:

    […] прибыли, ориентированный на широкую аудиторию. Автор пишет о своей жизни и анализирует различные жизненные ситуации. Для […]


  7. Роман Настенко пишет:

    Говна везде много. Очень много. Только разве это причина опускать руки? Плевать на тупость окружающих –делай свое дело для себя.

    Собственно, только так и добиваются прорыва. Когда ни на кого не смотрят, а делают свое дело. В том числе и в кино.


  8. Cineman пишет:

    Тут есть два момента.
    Во-первых, действительно есть разделение на департаменты. Машину разгружают и таскают провода бест-бои, телеги и краны - дольщики, осветительное оборудование - светики.  
    Продюсеру, нормальному продюсеру, есть чем занятся, 
    режиссеру - тем паче.  В любой сложносоставной структуре
    должно быть четкое разграничение ролей, иначе будет бардак.
    В то же время, когда на съемках куча левого народу, а работают один-два энтузиаста, это тоже не дело.
    И вот тут всплывает второй момент. =) Ребята, которые снимали "Две войны" - это феерические личности, которые уже давно веселят наш прекрасный город. ;-) Я прекрасно с ними знаком, работал. И я не рискнул бы считать их ярким примером _профессионалов_ от кино-видео производства, это дети.
    А насчет уровня подготовки отечественных студентов вы
    совершено правы, я применяю тот же термин - шлак.


  9. Анонимно пишет:

    Ну да, профессионалов в кино у нас почти нет, зато амбиции есть.


  10. neo_dok пишет:

    послушайте, вы неправы, шлака везде хватает, не только в студенческом кино, но и в большом его хоть отбавляй. да, многие фильмы на питерките за гранью добра и зла, но вы же должны понимать, что на этом учатся. когда я посмотрела студенческий фильм своего мастера, ныне - гендиректора фестиваля послание к человеку, я почти плакалъ, настолько это было похоже на наше первые работы. ну не всем же быть гениям - иначе бы режиссеров сейчас было пруд пруди, кто-то идет на тв, кто-то в монтажеры, кто-то хлопушкой, ну, черт, а как без этого, из всего выпуска 1-2 начинают снимать, и то хорошо. по-моему, вы слишком предвзяты. а по поводу ребят, с которыми вы снимали клип, могу вам сказать - это дутые понты. после того, как продюсер летом меня шикарно продинамил с оператором на пару, я поняла, что сайт, разговоры и все  прочее - ни гроша не стоят. так что вы просто не на те съемки попали, ага.


  11. Анонимно пишет:

    чтобы не связываться с дилетантами надо самому быть профессионалом. иди и учись нормально и будет хорошо все


  12. Анонимно пишет:

    пришла маленькая девочка (я) похлопать хлопушечкой в большое полнометражное кино, а фокус-пулер оказался старым и мудрым моржом Пантелеевым(можеткто знает:) так вот надо закрутить кран с текущей водой я тут как тут, помогу!  - а он меня на старте за руку хватает "сиди, говорит, каждый должен делать свою работу!!!", и так 40 смен сьемок - благо вдобил:))) дошло:))) ребята!  КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ!!! на 300%!!! а за воду тогда постановщики п-ды получали, за отсутствие на площадке в момент съемок.приезжал итальянский канал в киеве кино снимать, кабель-меном(тело, отвечающее за кабло)был никто иной, как главный Продюссер Североитальянских Телекомпаний, на вопрос  ЗАЧЕМ??? отвечал - нравиться!!!  :)))))я в личной работе с 6 продакшинами уважаютолько! 1. остально- лабуда,)))совет : поработайте с классными профи.с ув. кожевникова


  13. Saintvlad пишет:

    2 Cineman: Если какая феерическая личность и веселит наш прекрасный город, так это Вы, сэр. Некоторые удивляются, как Вас вообще до сих пор не взорвали, с Вашим-то подходом к ведению дел. Снимайте себе своих нашистов да поменьше высовывайтесь (или Вы правда считаете, что деньги не пахнут?). Ну и особенно приятно прочитать именно Ваше мнение об уровне подготовки отечественных студентов, сразу чувствуется, что уж Вы-то как минимум Нью-Йоркскую Киношколу закончили.

    2 neo_dok: Маша, а мы вот не считаем, что тебя продинамили. Мы считаем, что если режиссер предполагает, что он может приехать за день до старта съемок, быстренько решить с оператором творческие вопросы, с продюсером организационные, и на следующий день уже снимать - то динамит режиссер. Мы с оператором поехали договариваться насчет оборудования и осознали, что мы понятия не имеем, что, где и как предстоит снимать! А ты где-то далеко, занята своими делами, на связь не выходишь, на звонки не отвечаешь. Что нам следовало делать? Придумать и снять твое кино за тебя?


  14. Parabol пишет:

    Miller, на самом деле, многие студенческие фильмы, являясь говном с точки зрения рядового зрителя, не предназначены для просмотра. Если это курсовая работа, то она лишь показывает уровень приобретённых студентом навыков.

    Хотя, конечно, это не отменяет того, что режиссёр мог бы и подумать над тем, чтобы сделать фильм "смотрибельным". Однако чётко связать демонстрацию каких-то технических моментов и творчество довольно сложно для новичка.


  15. Parabol пишет:

    Роман Настенко - полностью согласен с точкой зрения.

    Cineman, я немного недопонял насчёт слова "дети". Вроде, проект уровня клипа для группы СЛОТ - недетский. Или я ошибаюсь? По возможности поясните.

    neo_dok, согласен, что сайт на самом деле мало о чём говорит. Судят по делам. Хотя, на самом деле, часто сложно оценить, кто прав. По возможности поясните ситуацию, в чём состоял шик динамо.


  16. Cineman пишет:

    "Не детский" по каким параметрам? По масштабности? По бюджету? По гениальности месседжа? Это обычный среднестатистический российский микробюджетный альтернативный клип (хотя бюджет там был весьма приемлимый).
    Полтора месяца назад я участвовал в съемках нового клипа
    "СЛОТА" (его делает уже другая команда, что наводит на размышления =) ), и могу сказать, что это будет намного более 
    интересная работа.


  17. Parabol пишет:

    Cineman, а почему новый клип СЛОТ снимала другая команда? На какие размышления это наводит?

    При желании объясните, почему это будет более интересная работа.


  18. Андромеда пишет:

    Считаю что образование значения не имеет, главное мозги и желание. Сам отучился в одном вузе на кинофаке где впринципе приходилось учиться самому, читать, экспериментировать, мастерить. Бывал во Вгике, который считается кем-то лучшим киновузом, но оттуда и выходит весь шлак и всё говно, которым нас потом пичкают с экранов, типа "Жара". Уверен и знаю есть и талантливые там люди, но это единицы, а из тех кого видел и с кем общался это безмозглое гламурное быдло, считающие что только огромный бюджет и спецэффекты это и есть кино… Когда меня режиссер просит как оператора снять короткий метр на хдв, при этом не дает прочесть сценарий из за того что это может загнать меня в какие то рамки, при этом толком не знает чего он хочет, и при этом говорит что вот надо бы найти администратора который мне бы звонил каждый день и приглашал на сьемки; ассистента который бы за мной носил камеру, и осветителя который бы ставил за меня свет, то этот режиссер идиот, который заучил конечные титры фильмов и хочет чтобы у него было так же как и там, а не выразить свою мысль к чему-то этим фильмом… Саморазвитие и есть путь к профессионализму, иначе мозг жиром заплывет.


  19. Parabol пишет:

    Андромеда, здравые рассуждения, спасибо.

Оставить комментарий или использовать trackback